ВОЕННО-ДЕРЖАВНЫЙ СОЮЗ РОССИИ |
|
"Независимая газета" 24 марта 2003 года |
США ТЕРПЯТ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ |
|
Общероссийское офицерское собрание Положение о ВДСР Заявления Публикации Совет ВДСР Штаб ВДСР |
Похоже, что ситуация вокруг Ирака не вписывается в сценарий Вашингтона. Мировое сообщество, казалось бы, надежно стреноженное Америкой, неожиданно, словно норовистый конь, встало на дыбы и рвет путы. По существу впервые после второй мировой войны Соединенные Штаты оказались в международной изоляции и ощутили консолидированное противодействие сообщества народов, населяющих планету Земля. Удивленно-растерянным выглядел президент супердержавы Дж.Буш, вещавший миру и своим согражданам о поддержке антииракской авантюры. При этом за уши подтащил аж 35 государств мира: Литву и Эстонию, Венгрию и Грузию, Испанию и Италию... Пусть никого не вводит в заблуждение количество "одобрямсов" из уст членов коалиции. К некоторым из них как нельзя уместнее применить известное выражение Гитлера: их выгоднее иметь в качестве противника, чем союзника. Голос других апологетов проамериканской политики войны тонет в мощных антивоенных акциях их народов. Даже ближайшая к США союзница Великобритания по рейтингам антиамериканских настроений занимает второе место в мире, уступая лишь Франции. В Риме на улицы и площади вышло более 200 тысяч человек с осуждением агрессии. Антивоенными демонстрациями вскипает сама Америка. А политические трупы типа Э.Шеварднадзе своей бездумной поддержкой вашингтонской авантюры еще более дискредитируют и себя, и США с их политикой. Таким образом, важнейшим результатом первых дней войны считаем тяжелое политическое поражение администрации Дж.Буша. Второй важный результат - развенчание глобальной лжи о США как оплоте демократии и общечеловеческих ценностей. Третий - осознание мировым сообществом и, надеюсь, Россией, опасности следования в русле американской стратегии глобализма и необходимости поиска альтернативы этому тупиковому пути, понимание того, как важно сегодня укреплять систему международной и национальной безопасности. Уже просматриваются робкие контуры геополитического континентального блока как альтернативы агрессивному альянсу морской цивилизации. Следует, однако, признать, что и другая сторона, противоположная международной партии войны, понесла потери. Так, серьезно поколеблены устои политической конструкции Ялтинско-Потсдамского мироустройства, затрещала по швам система международной безопасности и регулирующие ее структуры, забеспокоились мировая экономика, финансовые институты, экология. Серьезный удар нанесен региональным структурам. Раскол грозит Европейскому Союзу, АСЕАН, ОБСЕ, Лиге арабских государств, Организации Исламская конференция. (Что говорить, если "подземные" толчки ощущает даже НАТО.) Усиливаются разломы и в СНГ, некоторые антинародные режимы пытаются усидеть на американских штыках, другие не могут соскочить с крючка американских спецслужб. Но, пожалуй, самое главное, состоит в том, относительно чего мы высказывали предположение еще в довоенный период: кто-то более изощренный "подставил" нынешнюю администрацию США. И начавшаяся война с Ираком в невыгодных международно-политических условиях - это начало крушения американской супердержавы. В случае провала военной авантюры Дж.Буша на нее можно списать и унижение США, и затягивание поясов на талии американского обывателя. В этой ситуации контроль над Соединенными Штатами - экономикой, финансами и политикой будет все более переходить от национального капитала к транснациональным структурам, международным финансовым институтам и банкам. Неблагоприятный исход военной фазы антииракской кампании и особенно тяжелые потери (и не только на территории Ирака) могут также всерьез потрясти благополучие и стабильность американского общества. Уже сегодня в Соединенных Штатах фактически введены жесткий полицейский режим и цензура СМИ, над городами кружат военные вертолеты, при разгоне демонстраций применяются газы, женщин-демонстранток разрешено бить по лицу. Что касается непосредственно характера боевых действий антииракской коалиции, то можно отметить некоторую нервозность политического руководства США и неуверенность командования сил вторжения в достоверности разведывательной информации о намерениях и тактике иракской армии, а также местоположения средств ПВО. (Отсюда и ограниченное применение дорогостоящих крылатых ракет.) Так что первые воздушные удары это - скорее всего разведка боем, имеющая, кроме военного, и политический аспект. Его суть - уточнить реакцию мирового сообщества на начало военной акции и новую конфигурацию политических сил. По имеющимся у нас данным, войска Хусейна сохраняют высокий моральный дух, боеспособность, ведут упорные оборонительные бои и наносят контрудары. Против целей на малых высотах действует иракская ПВО. Что следует ожидать в ближайшей перспективе? Количество жертв англосаксов будет увеличиваться, антивоенный протест внутри стран коалиции - нарастать, поддержка Багдада - усиливаться. А значит, будет меньше шансов на раскол правящей в Ираке элиты и деморализацию армии. Информационная война США вследствие ее примитивизма не только не оказала сколько-нибудь заметного разлагающего влияния на Ирак, но и лишний раз убеждает мир, что лозунг "Америка - оплот демократии" есть величайшая ложь начавшегося столетия. Можно сделать промежуточный вывод: исход войны далеко неясен. Здесь могут быть и два победителя (в случае компромисса в ходе войны) и два побежденных (если будет сменено нынешнее руководство Ирака, а США вынуждены будут в силу потерь или протестного давления досрочно выйти из войны). И в том, и в другом случае высока вероятность восстановления роли и функции СБ ООН. В этих условиях для России важнейшими представляются следующие приоритеты: - восстановление и развитие системы международной безопасности, - принятие и скорейшая реализация программы эффективной системы национальной безопасности с акцентом на усиление оборонного потенциала, - активизация политико-дипломатической деятельности по формированию альянса государств континентальной ориентации как альтернативы американскому военно-силовому господству, - развитие и правовое закрепление союзнических отношений со странами, готовыми идти на военно-политический союз с Россией. Л.Г. ИВАШОВ, вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник. |